Открыть меню

Проверка полноты учета денежных средств





Осуществление контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей является одной из государственных функций Федеральной налоговой службы России.

Процедура проведения проверки полноты учета выручки денежных средств установлена в соответствующем Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 №133н.

В соответствии с регламентом алгоритм проведения проверки выглядит следующим образом:
Алгоритм проведения проверки полноты учета денежных средств

Разберем алгоритм проверки соблюдения кассовой дисциплины немного подробнее:

Шаг №1. Решение о проведении проверки

Руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта.

Шаг №2. Предъявление поручения на проведение проверки

Специалисты налоговой инспекции, участвующие в проверке, должны предъявить проверяемому объекту  поручение на проведение проверки, а также свои служебные удостоверения.

Проверяемый объект должен поставить на предъявленном поручении отметку об ознакомлении (проставляются дата, должность и подпись уполномоченного лица). В случае отказа проверяемого объекта от ознакомления с поручением, специалисты инспекции указывают об этом в поручении.

Шаг №3. Истребование и рассмотрение документов

Специалисты налоговой инспекции вправе запросить у проверяемого объекта и рассмотреть следующие документы (информацию):

1) Документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

2) Документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности — в случае если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку;

3) Информация из автоматизированных систем о выпущенных документах  - в случае если формирование документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы;

4) Документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) — в случае если проверяемый субъект, являющийся налогоплательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.2 ст.346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами инспекций рассматриваются следующие документы:

а) журнал кассира-операциониста;

б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

е) приходные и расходные кассовые ордера;

ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

з) авансовые отчеты;

и) кассовая книга;

к) справка-отчет кассира-операциониста;

л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

о) акт приемки бланков строгой отчетности;

п) книга учета бланков строгой отчетности;

р) акт о списании бланков строгой отчетности;

с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции для проведения проверки.

Порядок представления документов проверяемым объектом:

Запрашиваемые документы представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Специалисты инспекции не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в инспекцию.

Сведения обо всех представленных и непредставленных документах должны быть отражены в Акте проверки.

Шаг №4. Проверочные мероприятия

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку), документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В ходе проверки специалисты инспекции получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Для участия в проверке могут привлекаться эксперты (экспертные организации).

Специалистами инспекции в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах.

Перед началом проверки кассиром предоставляется расписка об отсутствии или наличии в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег, о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

В случае если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным проверяемого объекта, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

В случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности проводится проверка фактического наличия бланков строгой отчетности, по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Далее определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

В случае если проверяемый объект, являющийся налогоплательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст.346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Шаг №5. Акт проверки

Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается специалистами налоговой инспекции и проверяемым объектом.

В случае если проверяемый объект уклоняется от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте проверки, и Акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В Акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста инспекции и проверяемого объекта.

В Акте проверки указываются:

1) дата составления Акта проверки;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;

4) дата и номер поручения на проведение проверки;

5) перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) даты начала и окончания проверки (срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на проведение проверки);

8) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

9) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Шаг №6. Привлечение к административной ответственности

В случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, специалисты инспекций возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Специалисты налоговой инспекции при проведении проверки имеют право:

1) беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;

3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

4) получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

7) взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

Специалисты инспекции при проведении проверки обязаны соблюдать положения административного регламента.

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от специалистов налоговой инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено административным регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов инспекции;

4) обжаловать действия (бездействие) специалистов инспекции, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

1) обеспечивать специалистам инспекций беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в инспекции по запросам специалистов инспекции информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок обжалования действий (бездействия)  специалистов налоговой инспекции:

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС России, Управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов инспекции, нарушении положений административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов.

Проверяемый объект в своем обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет обращение (жалобу), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также наименование, фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы), излагает суть обращения (жалобы), ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Обращение (жалоба), поступившее в ФНС России, Управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней с момента его регистрации. Срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен не более чем на 30 дней.

О результате рассмотрения жалобы (обращения) проверяемому объекту направляется письменный ответ.

Это важно!

1.На проверку  соблюдения кассовой дисциплины не распространяются требования ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (см. п.3.1 ст. 1 указанного закона).

2.В письме от 12.09.2012 №АС-4-2/15195 Федеральная налоговая служба России разъяснила, что:

2.1.Кассовая книга должна быть в каждом обособленном подразделении юридического лица, ведущем кассовые операции.

2.2.Наложение административного штрафа в соответствии с ч.1 ст.15.1 КоАП РФ влекут следующие нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,

— неоприходование (неполном оприходование) в кассу денежной наличности,

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств,

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (кроме случаев, когда это допускается законом).

2.3.Действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена. С такими проверками налоговые инспекторы вправе приходить хоть каждый день.

2.4.Проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи с чем на вышеуказанные проверки не распространяются требования п.4 ст.89 НК РФ, в соответствии с которым, в частности, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Отправить ответ

Чтобы оставить свой ответ, вы можете войти через соцсети: 
avatar
wpDiscuz

Решение юридических вопросов в бизнесе

У тех, кто ведет свое дело или только собирается открыть его, всегда появляется множество вопросов, связанных с оформлением бизнеса. Например, как заполнить заявление на регистрацию ИП, как составить договор поставки, какую отчетность сдавать на упрощенке, как провести противопожарный инструктаж, как правильно направить претензию, как получить лицензию, как пройти налоговую проверку и так далее...

Практически любой вопрос в бизнесе является не просто вопросом, а проблемой, влияющей на дальнейшее развитие. И только правильное решение может снять проблему с повестки дня.

Основная цель нашего проекта "Оформление Бизнеса" - помочь владельцам бизнеса, руководителям и их помощникам, юристам и бухгалтерам, секретарям в решении вопросов, так или иначе связанных с оформлением бизнеса. Мы даем готовые решения типовых проблем, а также практические рекомендации по поиску выхода из нестандартных ситуаций.

Подпишитесь на обновления сайта

Гарантируем отсутствие спама и возможность отменить подписку.

© 2017 Оформление бизнеса · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru